Новости

Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями зрения

30

сентября

2020

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, т.к. у них нарушено восприятие. Ведь восприятия создают первичный образ, т.е. они работают тогда, когда на человека непосредственно действует раздражитель. С помощью своих ощущений и восприятий человек создает мир, который объективно существует вне человека, но ощущается и воспринимается им субъективно.

 

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, которая включает в себя целую систему перцептивных действий. Из-за нарушения зрения дошкольники плохо видят  и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.

 

Для каждой возрастной группы детей рекомендуются различные игры и упражнения.

 

Дети 3-4 лет уже достаточно овладели речью, чтобы выражать свои мысли, желания и намерения словами. Развивающие игры и упражнения создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. В процессе игры ребенок учится различным приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Вследствие чего возникают сенсорные эталоны.

 

  • Упражнение «Банка в банке»
  • Игра «Пирамидка»
  • Игра «Подбери колечко»
  • Упражнение «Солнышко»
  • Упражнение «Пояски и ленточки»
  • Упражнение «Найди нужную крышку»
  • Игра «Геометрическое лото»
  • Упражнение «Найди правильную фигуру»
  • Игра «Найди нужный домик»
  • Игра «Красивые салфетки»
  • Упражнение «Подбери нужный цвет»
  • Игра «Подбери лепесток»
  • Игра «Узнай по цвету»
  • Игра «Бегите ко мне»
  • Игра «Найди свой домик»
  • Упражнение «Угадай что?»
  • Упражнение «Раздели по признакам»
  • Упражнение «Сложи картинку»
  • Игра «Мешок игрушек»
  • Игра «Кто разбудил куклу?»
  • Игра «Догадайся по звуку»

  

Дети 4-5 лет могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства и характеризовать предмет с помощью этих свойств. Воспитанникам средней группы предлагаются те же типы игр, что и младшим дошкольникам, но они рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых знаний и умений.

 

  • Упражнение «Разложи правильно по величине»
  • Игра «Мешочек»
  • Упражнение «Разложи предметы»
  • Упражнение «Разложи правильно по форме»
  • Упражнение «Почтовый ящик»
  • Упражнение «Узнай на ощупь»
  • Упражнение «Сложи из геометрических фигур»
  • Упражнение «Найди такой же»
  • Упражнение «Найди фигуре место»
  • Упражнение «Фигуры из палочек»
  • Упражнение «Какой цвет пропал?»
  • Упражнение «Цветные полоски»
  • Игра «Цветные картинки»
  • Упражнение «Рисуем по контуру»
  • Упражнение «Что подарили мишке?»
  • Игра «Универсальное лото»
  • Упражнение «Что ты видишь?»
  • Упражнение «Разрезные картинки»
  • Игра «Птички»
  • Игра «Подбери карточку»
  • Игра «Что дальше?»
  • Упражнение «Что сначала, что потом?»
  • Игра «Стоп»
  • Игра «Пальчики»
  • Игра «Где звенит?»

  

В 5-6 лет ребятам полезны игры и упражнения, направленные на совершенствование восприятия цвета, формы и величины, на формирование представлений о времени, длительности, скорости, последовательности событий и явлений, на развитие правильной ориентировки в местоположении частей предметов, на развитие кинестетических и стратегических ощущений, а также слухового восприятия: определения характера различных звуков. Предлагаемые игры рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них качественно нового восприятия окружающего мира.

 

  • Упражнение «Будем пить чай»
  • Игра «Отгадай-ка»
  • Упражнение «Что вырезали?»
  • Упражнение «Фигуры из палочек»
  • Упражнение «Фигуры из ниток»
  • Упражнение «Треугольники и квадраты»
  • Упражнение «Загадки»
  • Упражнение «Сделай так же»
  • Игра «Отвечай поскорей»
  • Упражнение «Раскрась и объясни»
  • Упражнение «Правая – левая»
  • Упражнение «Где находится предмет?»
  • Упражнение «Идем в детский сад»
  • Упражнение «Лабиринты»
  • Упражнение «Колумбово яйцо»
  • Упражнение «Улица»
  • Упражнение «Дорисуй предметы»
  • Упражнение «Найди место»
  • Упражнение «Стань правильно»
  • Игра «Где лежат фигуры?»
  • Упражнение «Сложи фигуры»
  • Упражнение «Дострой»
  • Упражнение «Распутай нитки»
  • Упражнение «Составь картинку»
  • Упражнение «Найди животных»
  • Упражнение «Который час?»
  • Игра «К какому времени года относится?»
  • Игра «Что было, а что будет?»
  • Игра «Кто запомнит?»
  • Упражнение «Выложи узор»
  • Игра «Испорченный телефон»
  • Упражнение «Чуткий слух»

 

Для детей 6-7 лет можно использовать те же типы игр и упражнений, но характер и задания усложняются.

 

Вводятся игры и упражнения на подготовку детей к письму.

 

Все игры имеют своей целью обогатить чувственный опыт ребенка и подготовить его к школьному обучению.

 

  • Игра «Маленький и большой»
  • Упражнение «Дома зверей»
  • Игра «Ищи и называй»
  • Упражнение «Почини платок»
  • Упражнение «Раскрась все треугольники»
  • Упражнение «Раскрась предметы»
  • Упражнение «Лабиринты»
  • Упражнение «Что видишь?»
  • Упражнение «Собери фигуру»
  • Упражнение «Выложи фигуру»
  • Упражнение «Куда ускакал зайчик?»
  • Упражнение «Геометрический диктант»
  • Игра «Найди все пути»
  • Упражнение «Найди и покажи»
  • Игра «Ничего не видно»
  • Упражнение «Построй башню»
  • Упражнение «Противоположные стороны»
  • Упражнение «Танграм»
  • Упражнение «Кто кем был?»
  • Упражнение «Разложи в ряд»
  • Упражнение «Что было сначала, а что потом?»
  • Упражнение «Подбери картинку»
  • Упражнение «Узнай на ощупь»
  • Упражнение «Срисуй узор»
  • Упражнение «Обведи фигуры»
  • Упражнение «Бусы для куклы»
  • Упражнение «От дома к дому»
  • Упражнение «Кто быстрее и ровнее?».