Личные страницы педагогов

Дидактические игры, как средство формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

6

июня

2023

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом. Во многом у детей 5-6 лет эти знания носят стихийный, разрозненный характер. Среди взрослых бытует мнение, что специального обучения здесь и не требуется. Но это не так: даже при большом количестве сведений знания ребёнка не составляют целостную картину мира. Недостаточно просто иметь запас сведений об окружающем мире, нужно уметь ими пользоваться, высказывать собственные суждения. Таким образом, знания об окружающем мире у ребёнка должны формироваться в системе и под руководством взрослого. Здесь приходят на помощь дидактические игры.

Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами. Они имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. Дидактическая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. Формы реализации игрового действия разнообразны:

  • игровые манипуляции с предметами, игрушками;
  • «зачин», который создает игровое настроение (сказка, история, волшебная игрушка, секретное письмо, введение героя из детской литературы и т.д.);
  • осуществление поиска и находки, предмета, числа, звука, игрушки;
  • загадывание и отгадывание загадки;
  • выполнение определенной роли;
  • соревнование (коллективное и индивидуальное);
  • особое игровое движение: хлопки, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий, звуков и многое другое.

Для того, чтобы игры решали поставленные перед ними задачи, необходимо соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры, о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий взрослым; подведение итогов игры.

Каждая игра - это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только при таком условии игры будут полезны для развития ребенка.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo