Личные страницы педагогов

Воздействие мультфильма на психику ребенка

9

июня

2022

Просмотр мультфильмов в настоящее время стал очень распространенным занятием детей, начиная с раннего возраста. Именно мультфильм является сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения. Поглощенность просмотром мультфильма, которую демонстрируют многие дети вовсе не означает, что это развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот, дети не в состоянии сосредоточиться самостоятельно, а только с помощью внешней затягивающей стимуляции, которая парализует их собственную активность. В этом возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности. Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют позитивные установки личности ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей агрессивными?

Существует две стороны влияния мультфильмов на формирование личности ребенка:

  1. Положительная (мультфильм - это обширная область для решения педагогических задач)

Мультфильмы, соответствующие потребностям детей, отражают детское восприятие мира, выражают близкие ребенку переживания, задают понятные ему ценностные ориентиры. Мультфильмы, вызывающие сопереживание маленьких зрителей, обладают большим потенциалом этического и эстетического развития детей. Кроме того, пробуждают интерес, любознательность, дают новые знания об окружающем мире. Знакомство с новым вызывает удивление, радость открытия и другие познавательные эмоции. Таким образом, мультфильмы воздействуют на чувства, на самосознание и сопереживание, во время просмотра, ребенок, при участии взрослого, устанавливает логическую последовательность, учится воспринимать и анализировать происходящее на экране, а в конце, делать свои первые рассуждения об увиденном на экране. Может служить как отличным средством воспитания, так и инструментом коррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев). Здесь нужно выделить советские мультфильмы. Они, как произведение искусства, проверенное временем, интересны и занимательны, рассказывают о сильной дружбе, любви и добре. Несмотря на нынешнее развитие технологий, старые мультфильмы также были довольно качественны и на современный взгляд. В советское время все мультфильмы транслировались только после прохождения жесткого контроля, каждый кадр проверялся с точки зрения его воздействия на ребенка.

  1. Отрицательная (мультфильмы наносят вред личности ребенка)

Мультфильмы, при их чрезмерном потреблении, могут нести определенный риск развитию ребенка. Быстрые, с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой, с использованием контрастных, неестественных цветов мультфильмы вызывают сильные переживания у детей; влияют на проявление детской агрессивности, излишней возбужденности.

Зачастую мультфильмы полны резких и неожиданных звуков, которые могут напугать ребенка, вызвать появление страхов.

Сюжет порой настолько запутан, что мозг не справляется с информацией, поступающей с экрана, посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. От подобного у ребенка появляется раздражительность. Крайние проявления перегруженности нервной системы: нервные тики, энурез, гиперактивность.

Во многих мультфильмах, борясь с противниками, герои часто применяют физическую силу, ведут себя жестоко. Ребенок не может осмысленно воспринимать увиденное и перенимает такие модели поведения. У малыша закладывается в сознании то, что самое главное – быть сильным. Дети перестают понимать, что есть другие способы борьбы со злом.

Полностью исключить просмотр мультфильмов не обязательно. Решение в умелом и адекватном использовании мультипликации, с целью формирования определенных качеств личности ребенка.  Очень важно, чтобы положительные персонажи демонстрировали конструктивные способы разрешения конфликтов, давали детям пример толерантности и уважения к другому.

Включая для ребенка мультфильм, нужно понимать, что его воздействие может обмануть ожидания и взрослого, и ребенка. Необходимо обратить внимание на следующее:

  • На какой возраст рассчитан мультфильм?
  • Соответствует ли мультфильм кругу интересов и психологии конкретного ребенка?
  • Каково эстетическое и этическое наполнение мультфильма?

 

Положительное воздействие анимации при правильном подборе мультфильмов может стать прекрасным развивающим пособием для:

  • активизации внутренней жизни ребенка – стимуляции его воображения, мышления, эмоций, сопереживания, самосознания и пр.;
  • развития творческого потенциала в соединении с занятиями рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами;
  • совершенствовании навыков общения и социализации.

Влияние мультфильмов на зрение дошкольников

При просмотре телевизора глаз находится в состоянии постоянного напряжения.

Кроме того, яркая подсветка с экрана, особенно при низкой освещённости в комнате, вредно влияет на зрительную систему. Из-за чрезмерного контраста быстро наступает зрительное утомление, проявлением которого являются головная боль, резь, покраснение глаз и т.д.

На данный момент наиболее безопасным из мультимедийных девайсов остается телевизор, благодаря тому что диагональ экрана большая и объекты на нём наиболее крупные, а самого ребенка можно посадить на расстоянии от него. Чуть хуже сказывается на здоровье компьютерный монитор, т.к. сидеть приходится за ним обычно перед клавиатурой. А вот смартфон с планшетом оказываются, самыми опасными. Не только потому, что в их графике полно мелких деталей, но также ещё и потому, что так трудно проконтролировать правильное расстояние до глаз. Ведь ребенок может прильнуть к маленькому экрану буквально вплотную, в стремлении всё разглядеть, и в этом случае влияние монитора на зрение детей, будет максимально негативным.

Мозг ребёнка после 15 мин просмотра перегружается, и он теряет способность воспринимать информацию с экрана. Его глаза напрягаются, перестают моргать, глазные яблоки пересыхают от недостатка смачивающих их при моргании жидкостей. В результате у ребенка начинают болеть глаза. Он капризничает, становится нервным, раздражительным, перепад настроения только усиливаются.

Рекомендации при просмотре мультфильмов

  1. Начать просмотр мультфильмов после 3 лет. До этого возраста, вообще не рекомендуется смотреть телевизор - он перегружает психику, в таком возрасте для познания мира важнее тактильные ощущения.
  2. Четко регламентировать просмотр мультфильмов ребенком. Рекомендуемое время просмотра мультфильмов детям до 5 лет - 15 мин в день с обязательными перерывами.
  3. Подбирать мультфильмы в соответствии с возрастом ребенка.
  4. Смотреть мультфильмы совместно с ребенком. Обязательно объяснять ребёнку что и почему происходит, задавать ему вопросы, обсуждать ситуации.
  5. Контролировать просмотр кинопроизведений. Не все мультики одинаково полезны.
  6. Отдавать предпочтение мультфильмам отечественного производства. Они являются продуктом родной для ребёнка культуры и ближе к окружающей его обстановке.
  7. Важны правильная посадка и дистанция до экрана.
  8. Не просматривать мультфильмы перед сном, дабы не создавать эмоциональную перегрузку и подъём в то время, когда надо наоборот успокоиться.
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo