Личные страницы педагогов

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки.  К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М, К, Г.

Возраст появления звуков (в годах):

1-2 года - звуки А О Э П Б М

2-3 года - звуки И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-5 лет - звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ

5-6 лет - звуки Л Р

Из выше приведенных данных видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 - 6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3 – 5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя отнести к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение звуков (иногда даже с заметным надуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих С, З, Ц и шипящих Ш, Ж, Ч, Щ), когда кончик языка просовывается между передними зубами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

  1. Звук [С]

Твердый звук [С] появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены [С] - [Сь], межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука [С] (однако, возможны замены и пропуски). К пяти годам ребенок должен правильно произносить звука [С] (язык должен находится за нижними резцами, губы в улыбке, зубы сближены).

  1. Звук [3]

Появляется звук [3] на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук [3], однако может быть смешение артикуляционно-близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

  1. Звук [Ц]

Усвоение звука [Ц] проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок - сиплёнок - сыплёнок - тцыплёнок - цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук [Ц] и заменяться звуком [Ть] или [Сь] [С]. К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

  1. 3вук [Ш]

Шипящий звук [Ш] появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим [С] («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками [X] и [Ф]. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

  1. Звук [Ж]

Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука [Ж].

К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

  1. Звук [Ч]

Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук [Ч]. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет и произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

  1. Звук [Щ]

У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савелъ вместо щавель.

В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук [Щ] произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего [Щ]. Но может быть и смешение: щ - ч, щ - сь, что свидетельствует о нарушении произношения данного звука.

  1. Звук [Л]

Мягкий звук [Л'] появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким [Л'] недостающие звуки [Л], [Рь], [Р]. Иногда заменяют [Л] звуком [Й]: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук [Л], но, иногда, дети заменяют его [Л']. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками [Л] и [Р] (лаборатория).

  1. Звук [Р]

Твердый звук [Р] появляется у детей в 2 - 2,5 года. Процесс усвоения звука [Р] происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба - рыба - либа - лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука [Р] на [Й] или [Ль]. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук [Р].

Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят как гортанный, или грассирующий («французский») звук, в этом случае необходима будет коррекция звука.

Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная речь окружающих ребенка взрослых людей, не допустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холёсий»).

Период автоматизации звуков длительный и сложный. От того как он пройдет, зависит сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни или нет. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo