Личные страницы педагогов
Влияние чувства ритма на развитие речи детей
19
июля
2023
Чувство ритма необходимо не только музыкантам.
На самом деле трудно представить себе вид деятельности, в котором не требуется ритм: ходьба, чтение, письмо, речь. Не говоря уже о том, что все физиологические процессы в нашем организме подчиняются определённым ритмам.
Ритм обычно определяют как равномерное чередование каких – либо элементов во времени или в пространстве. Но есть более удачное определение ритма, которое дал Платон: «Ритм – это порядок в движении».
Любую физическую работу легче выполнять, когда движения ритмичны, поэтому существует столько ритмичных народных песен, которые пели во время физической работы.
Казалось бы, какое отношение чувство ритма имеет к учебной деятельности?
Оказывается, самое непосредственное, ведь речь, чтение и письмо, да и все движения человека оказываются успешными только в случае, когда они выполняются в необходимом ритме. У ребенка, который имеет выраженные проблемы в этой области, трудности могут возникать на разных уровнях: от неспособности ритмично шагать под музыку до неспособности вовремя прийти в школу.
Существует научная гипотеза, согласно которой проблемы с учебой у детей с нормальным интеллектом возникают в результате дефицита способности мозга к обработке информации о времени. Этот дефицит проявляется как нарушение чувства ритма.
Известный русский физиолог, профессор Григорий Яковлевич Трошин писал о том, что организму человека приятен ритм. Через ритм нервная система получает нормальную стимуляцию, которая ей необходима, так как весь организм построен на ритмической работе.
Очевидно, что первые взаимодействия малыша с окружающими людьми подчинены ритму. Ритмично сосание, почти во всех культурах есть люльки и колыбели, которые оказывают стимулирующее влияние на развитие ритмической системы ребенка, ритмичны и фольклорные произведения, адресованные маленьким детям, игры типа «Ку – ку», «Ладушки».
Речь – это движение, ритм тесно связан с движением. Воспринимая ритмическую последовательность звуков, мы всегда совершаем какие – то движения в унисон (руками, ногами, головой, губами, языком). Если «двигательный аккомпанемент» затормозить, восприятие ритма нарушится.
Ритмическая система созревает на протяжении всего детства, и её развитие заканчивается, когда человек становится взрослым.
Ритмичность помогает улучшить произношение, память и внимание детей, а также способствует развитию их моторики и координации движений.
Для достижения ритмичности можно использовать различные методы и приемы. Например, можно использовать музыку и песни, которые имеют определенный ритм. Это поможет детям лучше воспринимать и запоминать слова и фразы с определенным ритмом.
Также можно использовать игры и упражнения, которые включают в себя движения под музыку или пение. Это помогает детям научиться двигаться в соответствии с ритмом и улучшает их координацию движений.
Кроме того, ритмичность может быть достигнута через использование специальных логопедических игр и упражнений, таких как "Игра в слова", "Игра в счет" и "Игра в звуки". Эти игры помогают детям запомнить слова, числа и звуки в определенной последовательности и ритме.
В целом, ритмичность является важным элементом логопедической работы в дошкольном учреждении и может помочь детям улучшить свои навыки речи и моторики.
Книжка своими руками
Книжка своими руками по стихотворению Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" может стать отличным пособием для детей старшей группы и логопеда. Вот несколько идей, как можно ее создать:
- Выберите стихотворение Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Перечитайте его вслух, чтобы дети могли запомнить слова.
- Разделите стихотворение на части и предложите детям нарисовать картинки к каждой части. Дети могут использовать цветные карандаши, фломастеры или мелки.
- После того, как дети нарисуют картинки, предложите им написать небольшой рассказ о том, что они изобразили на картинке. Это поможет им лучше запомнить содержание стихотворения.
- В конце книжки можно добавить небольшой словарь слов, использованных в стихотворении. Это поможет детям запомнить новые слова и использовать их в своей речи.
- Если у вас есть возможность, создайте аудиозапись, в которой вы читаете стихотворение вместе с детьми. Это позволит им услышать слова и ритм стихотворения.
- Наконец, не забудьте похвалить детей за их работу и поблагодарить их за участие в создании книжки.