Личные страницы педагогов

Оригами как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

16

июня

2023

Все дети на свете любят мастерить и конструировать, порой создавая самобытные и неповторимые вещи. Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры.

Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Работа с бумагой детям интересна, доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного модуля из бумаги. В одном листке бумаги скрыты многие образы и предметы: кораблик, самолетик, домик, шапка, причудливые драконы, птицы, животные и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли и замки.

Занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал для развития детей с нарушением зрения. Нарушения зрения обуславливают нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия, которая решает образовательные и воспитательные задачи. Продуктивные виды деятельности наиболее эффективны для решения задач коррекции зрительного восприятия дошкольников. Продуктивная деятельность способствует развитию их зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер). Манипулирование материалом в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует становлению графо-моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. Простейшие способы конструирования поделок в технике оригами основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали, по горизонтали, по диагонали и последовательном сгибании бумаги в разных направлениях. Занятия оригами очень полезны для детей  с проблемами зрения.

Оригами выступает как дополнительный метод развития зрительных функций, прослеживающих функций глаз, зрительного восприятия, зрительного сосредоточения на воспринимаемом объекте, а также развития ориентировки в микропространстве, навыков анализа и синтеза зрительных образов. Данная техника развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев рук, происходит развитие глазомера. Искусство оригами способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания бумаги.

Работа с бумагой активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования из бумаги у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом (объяснение приемов складывания, способов сборки), и перевода значения слов в действия (самостоятельное выполнение работы). Совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда.

Искусство складывания бумаги имеет огромное значение для развития конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса. Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков. Использование в оригами такого приема, как подведение итогов проделанной работы, предварительное планирование, работа по технологической, операционной картам и по схеме способствует развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умения последовательно ее выполнять.

Продуктивная деятельность с использованием оригами с точки зрения психологии носит характер эмоционально-разгрузочной, но в то же время стимулирует интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Занятия оригами развивают коммуникативные навыки, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с нарушением зрения.

Методика обучения технике оригами детей с нарушением зрения такая же, как и для нормально видящих детей, и строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления конкретной игрушки. Занятия по конструированию из бумаги проводятся с учетом зрительных диагнозов и возможностей детей, а также специфики организации учебной деятельности с детьми с нарушением зрения. На каждом занятии педагог проводит комплекс упражнений зрительной гимнастики для снятия зрительного напряжения и утомления глаз. Гимнастику можно проводить со стихотворным сопровождением, соответствующим теме занятия. Обязательно использовать физкультминутки, так как поза при конструировании статична, и дети быстро утомляются.

Способы конструирования базовых фигур отрабатываются с детьми вне конкретного занятия, чаще индивидуально, а затем используются как основа для изготовления ряда поделок. Готовые поделки можно широко использовать в других видах детской деятельности, особенно игровой. С помощью бумажных фигурок можно показывать театрализованные представления, инсценировать знакомые стихи и песенки. Сложенные из бумаги мебель, транспорт, домики можно использовать как атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Коррекционно-педагогическая работа в непосредственно образовательной деятельности по конструированию из бумаги имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением зрительной патологии: учитываются состояние зрения каждого ребенка, этап восстановительного лечения, рекомендации врача-офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений, наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций глаза.

Оригами способствует всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе занятий по конструированию в технике оригами создаются благотворные условия для развития зрительной системы детей, повышается эффективность преодоления патологий зрения и осуществляется комплексное воздействие на общее развитие детей с нарушением зрения, а также формируются условия для учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo