Личные страницы педагогов
Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребенка»
6
июля
2023
Речь - это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею - серьезная наука и немалое искусство. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, а также во всех видах детской деятельности.
Словарные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание ребенка стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.
- Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.
- Описание объекта. Ребенку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
- За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.
- Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор …» - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья…»
- Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоки?» - «Дом, дерево, человек…» - «А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента…» - «А что шире – ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
- Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
- Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а ребенок к нему- существительное. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой …
- Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если ребенку сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
- Найди повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а ребенок пытается найти тавтологию и исправляет ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».
- Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее - холодное, зима - лето, большой - маленький».
- Ирга в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.
- Игра «Добавь слово» Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок его продолжение и окончание: - Оля проснулась и … (стала умываться). – Коля оделся и … (побежал гулять)…
- Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа это крона дерева? А эти горы?...
- Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. А еще развитие речи дошкольников в игре – это дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!