Новости
Музыкально-ритмические движения в детском саду
14
июня
2023
Музыка представляет собой наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма. В сфере музыкально-ритмической деятельности приобщение детей к музыке происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму и выразительные средства.
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма - это развитие способностей детей в области эмоционального восприятия и воспроизведения целостных музыкальных образов. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определённые эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер.
Поэтому в музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Без танцев трудно представить музыкальную деятельность ребенка в детском саду. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Напротив, спокойный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.
Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа - все это может отражаться в движении. Образ передается с помощью сочетания и чередования средств выразительности. Следовательно, музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
При развитии музыкально-ритмических движений осуществляются следующие задачи:
- Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
- Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
- Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
Осваивая эту форму музыкальной деятельности, учитываю следующие принципы:
1) комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
2) систематичность;
3) постепенность;
4) последовательность;
5) повторность.
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:
- Начальный этап обучения
- Углубленное изучение
- Закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.
Сформируем конкретные задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой:
- Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером.
- Развивать чувство ритма: учить ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движениях.
- Развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования - соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
Программа по музыкально-ритмическому движению, имеет два подраздела: музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать её общее настроение, характер.
Навыки выразительного движения чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определённый запас движений:
- из физкультуры основных движений: ходьба, бег, прыжки;
- из сюжетной драматизации берётся принцип построения - инсценирование сюжета песен, программной музыки;
- из области танца используются, прежде всего, элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.).
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения её особенностей в разнообразных движениях.
Обязательно взаимодействие с родителями, беседы, анкетирование по следующим вопросам:
- Любит ли ваш ребенок танцевать, танцует ли он дома?
- Какие танцы Вы предлагаете ребенку и танцуете ли Вы с ним?
- Умеет ли Ваш ребенок внимательно слушать ритмическую, танцевальную музыку, дослушивать до конца, не отвлекаясь; определять ее характер, запоминать и узнавать?
- Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался хореографией? (Народными, бальными, ритмическими танцами?)
Используя анкеты, можно надеяться, что родители станут больше проявлять интерес к музыкальному воспитанию детей, можно предложить им придумать некоторые танцевальные движения, совместно с детьми, что положительно скажется в нашей работе.
Таким образом, последовательная, систематическая работа, над решение задач музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоциональному динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности. Но наиболее действенной в методике музыкального воспитания оказывается индивидуальная форма работы с детьми.