Личные страницы педагогов

Консультация для родителей «Скоро в школу: развитие психических процессов детей дошкольного возраста»

9

декабря

2022

Дошкольное детство – важный период развития человека. В дошкольном возрасте, под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – это интеллектуальная подготовка детей, развитие мыслительных операций, память, внимание, мышление.

Развитие всех этих качеств идет на протяжении всей жизни ребенка и у каждого этот процесс является индивидуальным. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии.

Ребенок, готовящийся к школе, должен свободно сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, ориентироваться в последовательности событий, видеть противоположные значения, связно отвечать на поставленные вопросы, рассуждать и доказывать свои убеждения.

Остановимся на основных особенностях развития психических познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Ощущения - это отражения отдельных свойств, качеств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы. Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлено развитием у него психофизических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и других). Развивается в дошкольный период различение цветов, прежде всего повышается его точность. Дети 2-х лет хорошо различают 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый. 4-летние дети способны устанавливать связь между основными цветами и их наименованиями. Дети в среднем дошкольном возрасте уже знают промежуточные цвета и начинают различать светлые оттенки, чему способствует и обозначение отношений словами «темное», «светлое».

Активно развивается в дошкольном возрасте слуховая чувствительность: у старших дошкольников острота слуха в 3-4 раза выше, чем у младших. Наблюдается умеренное развитие остроты тонального слуха. В дошкольный период развивается способность распознавать высоту звука. Однако фонематический (речевой) и музыкальный слух формируется не одинаковыми темпами. Фонематический слух начинает развиваться в конце 1-го года жизни малыша, а восприятие высоты звуков, тембра, ритма мелодии нелегко дается даже многим 5-летним детям.

В этот период совершенствуются кинестетические и тактильные ощущения, свидетельством чего служит способность распознавать вес предметов, которая с 4-х до 7-ми лет улучшается примерно вдвое.

Развиваются в дошкольном возрасте и обонятельные ощущения, поэтому старшие дошкольники допускают меньше ошибок при распознавании запахов, точнее их называют.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит только наиболее яркие свойства, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) – под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные свойства в одном предмете. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую часть в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни ребенка в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детства внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение на него.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут, старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием. Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного плана).

Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка. После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Память у младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания.

3-4 год жизни становятся годами первых детских запоминаний.

В 4-5 лет начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности. На 5-м году жизни память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов, становится доминирующей функцией.

В 6-7 лет, благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия. Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

В 3-4 года дети пытаются анализировать то, что видят вокруг себя в наглядно-действенном плане. Некоторые дети начинают проявлять способность решать задачи по представлению.

По мере накопления опыта мышление детей среднего дошкольного возраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим детям дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими. Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения, именно в этот период воображение детей становится управляемым.

В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Творческое воображение детей проявляется прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Дети становятся способными представить в рисунке или уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

Список литературы:

  1. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. «Психическое развитие дошкольников» - М.: Педагогика, 1984.
  2. «Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов» Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2001.
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo