Личные страницы педагогов
Виды деятельности ребенка дошкольного возраста
5
мая
2022
«Дошкольный возраст, - как отмечал А.Н. Леонтьев - период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части.
- Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции.
- Вторая охватывает возраст от 4 до 5 лет и касается нравственной саморегуляции.
- Третья относится к возрасту около 6-7 лет и включает формирование деловых и личностных качеств ребенка.
Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Возраст от 2 до 3 лет
- Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия).
- Ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого.
- Совершенствуется восприятие, речь.
- Начальные формы произвольного поведения, игры.
- Наглядно-действенное мышление.
Возраст от 3 до 4 лет
- Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
- Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
- В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Возраст от 4 до 5 лет
- В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
- Формируются навыки планирования последовательности действий.
- Начинает складываться произвольное внимание.
- Начинает развиваться образное мышление.
- Речь становится предметом активности детей.
Возраст от 5 до 6 лет
- Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.
- Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
- Ведущая функция – воображение.
Возраст от 6 до 7 лет
- Переход из мира детей в мир взрослых.
- Смена вида деятельности с игровой на учебную.
- Осознание и освоение новой роли-ученика.
- Появление социальной жизни, формирование мнения о себе.