Личные страницы педагогов
Носить очки не стыдно и вовсе не обидно
24
февраля
2021
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением зрения. Изменился информационный мир. Появились новые инструменты получения информации и проведения досуга: дисплей компьютера и телефона, видеоигры, всегда очень привлекательные для детей, но не очень полезные для зрения. Все большее количество детей вынуждены носить очки.
Многолетний опыт специалистов свидетельствует о том, что большинство детей с нарушением зрения адаптируются к очкам гораздо быстрее взрослых. При назначении очков ребенку в возрасте 2-3 лет у него не возникает в связи с этим психоэмоционального напряжения, как это бывает в более позднем возрасте. Во многом это объясняется и тем, что в группе специального детского сада многие дети носят очки.
В работе по формированию положительного отношения к ношению очков можно использовать замечательные стихи Н. Орловой из ее чрезвычайно полезной книги "Ребятишкам про глаза". Нравится детям и стихотворение С. Маршака "Четыре глаза". Знакомый детям поэт авторитетно заявляет: "Над теми, кто надел очки, смеются только дурачки". В общении с более взрослыми детьми обращайте внимание на персонажей книг и мультфильмов, на портреты выдающихся людей, которые носили очки. Сделайте акцент на том, что очки не только улучшают зрение: современные очки - это модный аксессуар.
Отношение детей к ношению очков во многом зависит от позиции их родителей в этом вопросе. Непременным условием успеха является понимание взрослыми того, что портит зрение не ношение очков, а напротив, их отсутствие. Родители серьезно должны отнестись к выбору очков с учетом рекомендаций специалистов. Заказывая очки для своего ребенка, родители учитывают ряд важных требований к ним:
легкие, не давящие на переносицу; с нетравмоопасными линзами;
с современными многофункциональными покрытиями: антирефлексными, водо-грязеотталкивающими, антистатическими, что продляет срок их службы и позволяет остаться линзам всегда чистыми и прозрачными;
с асферическим дизайном, который создает четкое изображение не только в центре, но и на периферии глазного дна, что обеспечивает естественное восприятие мира.
Природа щедро одарила нас замечательным богатством - глазами, органом зрения. Глаза безотказно трудятся всю жизнь, редко о себе напоминая. И разве не достойны они внимания и заботы? Ведь так просто соблюдать элементарные правила гигиены:
зрительную работу выполнять при нормальном освещении, чтобы свет падал не в глаза, а на объект работы, расположенный на комфортном расстоянии от глаз (33 см);
пользоваться хорошими помощниками - очками, если есть нарушение оптики глаз.
В специальных детских садах обязательная часть каждого коррекционно-развивающего занятия - гимнастика для глаз. Это особенно актуально, потому что у детей с нарушениями зрения в процессе деятельности, связанной со зрительной нагрузкой, общее утомление наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В результате восприятие становится неполным, работоспособность снижается. Зрительная гимнастика укрепляет мышцы век, улучшает кровоснабжение в глазной области и циркуляцию внутриглазной жидкости, снимается в целом утомление зрительного анализатора. зрительную гимнастику сочетаем с движениями, что способствует преодолению моторной скованности, характерной для детей с патологией зрения.
Комплексы зрительных гимнастик систематизированы по тематическому принципу. Предпочтение отдается упражнениям, сопровождающимся стихотворными текстами. Это вызывает у детей неизменный интерес и позволяет закреплять их знания об окружающем мире. Например, запомнить последовательность дней недели старшим дошкольникам помогает использование специального комплекса зрительной гимнастики.
В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнуться,
Вниз посмотрят на траву, и обратно в высоту. Посмотреть вверх, вниз; голова остается неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение.
Во вторник часики глаза отводят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда. Посмотреть вправо, влево; голова остается неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение.
В среду в жмурки мы играем: плотно глазки закрываем,
Раз, два, три, четыре, пять- время глазки открывать.
Жмуримся и открываем- так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза и досчитать до пяти и широко открыть. Упражнение снимает глазное напряжение.
А в четверг мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.
Что вблизи, а что вдали - глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстоянии 25-30 см от глаз; перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, а затем опустить руку. Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию.
В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять В другую сторону бежать.
Смотреть вверх, вправо, вниз, влево, вверх и в обратном порядке - влево, вниз, вправо, вверх. Упражнение совершенствует сложные движения глаз.
Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой,
Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки. Посмотреть в верхний правый, затем в нижний левый угол окна; перевести взгляд в верхний левый и в нижний правый угол окна. Упражнение совершенствует сложные движения глаз.
В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять, свежим воздухом дышать.
Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев: верхнее - от носа к наружному краю глаза; нижнее - от наружного края к носу, затем наоборот. Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает кровообращение.
Выполняя зрительную гимнастику, мы идем к общей цели - восстановлению и улучшению зрительных функций, а также сохранению психического здоровья детей, к формированию навыков их самокоррекции.